В Украине введен институт частных исполнителей

03.06.2016
лого АБ укр для новин

Исполнение решения суда является окончательным этапом осуществления правосудия, и, соответственно, выступает очень важным в достижении основной его задачи – справедливости, фактического возобновления нарушенных прав.

Последнее время в Украине много внимания уделялось обсуждению института частных исполнителей. Высказывались разные мнения и обоснования целесообразности внедрения такого института и наоборот – относительно его бесполезности и даже опасности.

Однако после длительного обсуждения, 2 июня 2016 года Верховным Советом Украины все-таки приняты в целом Закон Украины «Об исполнительном производстве» и Закон Украины «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».

Так, наиболее значительным нововведением этих Законов является внедрение института частных исполнителей.

Кто может быть частным исполнителем?

Законом предусмотрено, что частным исполнителем может быть гражданин Украины, уполномоченный государством на осуществление деятельности по принудительному исполнению решений в порядке, установленном законом и который является субъектом независимой профессиональной деятельности. Для получения статуса частного исполнителя необходимо сдать соответствующий квалификационный экзамен и получить свидетельство частного исполнителя.

Законом предусмотрено формирование и порядок ведения Единого реестра частных исполнителей Украины.

Свободный выбор исполнителя и ограничения его полномочий.

Также устанавливается право граждан свободно выбирать частного исполнителя из числа тех, информация о которых внесена в Единый реестр частных исполнителей Украины, с учетом места исполнения решения, определенного Законом Украины «Об исполнительном производстве».

Частный исполнитель осуществляет принудительное исполнение решений, перечень которых предусмотрен ст. 3 ЗУ «Об исполнительном производстве».

Законом установлены и исключения, согласно которым частные исполнители не наделены полномочиями относительно исполнения решений.

Интересным является тот факт, что государство так и не решилось передать частным исполнителям полномочия относительно принудительного исполнения решений касательно себя и должностных лиц государства.

Министерство юстиции и в дальнейшем будет «влиять» на процесс исполнения решений относительно государственного сектора. Указанная проблема, которая получила статус распространенной, к сожалению, не решается.

Итак, к полномочиям частных исполнителей не относится принудительное исполнение:

1) решений об отобрании и передачи ребенка, установление свиданий с ним или устранение препятствий в свидании с ребенком;

2) решений, по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и/или которые финансируются исключительно из средств государственного или местного бюджета;

3) решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;

4) решений, по которым взыскателями являются государство, государственные органы;

5) решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;

6) решений, которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;

7) решений о выселении и вселении физических лиц;

8) решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;

9) решений о конфискации имущества;

10) решений, выполнение которых отнесено настоящим Законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения;

11) других случаев, предусмотренных Законом Украины «Об исполнительном производстве» и Законом Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».

Готова ли Украина к таким изменениям, сможет ли государство, в его не самом лучшем состоянии и проблемами с правопорядком, осуществлять надлежащий контроль за частными исполнителями и как на практике будет осуществляться такая «смешанная» система исполнения судебных решений — покажет только время.