Дерегуляция телеком-сферы в руках телеком-регулятора: что из этого получается?

09.06.2016
kotlyarov

Недавно НКРСИ принято решение «Об утверждении Порядка предоставления операторами, провайдерами телекоммуникаций отчетности и информации и признание такими, которые утратили свое действие решений НКРС от 04.11.2008 № 1189 и от 25.12.2008 № 1283».

Целью принятия данного Порядка, как обозначает НКРСИ, является усовершенствование нормативной базы в сфере телекоммуникаций в части введения единого порядка сбора, предоставления отчетности и информации операторами, провайдерами, которые осуществляют деятельность в сфере телекоммуникаций на территории Украины.

Согласно указанного выше решения, участники телеком-рынка обязаны предоставлять телеком-регулятору полугодовую и годовую финансово-экономическую отчетность – заполнять формы с немалым перечнем показателей, включая доходы по каждому виду услуг и чистую прибыль. 

После принятия данного решения НКРСИ, ИнАУ и  Комиссия по вопросам науки и ІТ обратились в Минюст с просьбой отказать в регистрации документа на основании целого ряда причин.

Но по истечению полтора месяца Минюст сообщил о том, что решение НКРСИ зарегистрировано. Без пояснения оснований.

Юрий Котляров, управляющий партнер Адвокатского бюро Юрия Котлярова по запросу издетельства «Интернет.юа» предоставил свои комментарии относительно данного вопроса.

«Желание любого регулятора иметь максимум полномочий и механизмов с целью получения информации о регулируемом рынке является естественным. НКРСИ — не исключение. Вместе с тем, такие желания не могут быть безграничными. Принятие любого регуляторного нормативно-правового акта не просто должно формально сопровождаться установленным законом порядком, а иметь здравый смысл и быть направленным в первую очередь на развитие рынка и сферы отношений, не только лишь удовлетворяя потребности государственного органа.

Регулятор заявляет, что Порядок направлен на усовершенствование процедуры отчетности и получения информации, необходимой для выполнения НКРСИ своих полномочий. В тоже время, профильные ассоциации заявляют, что новый Порядок нарушит интересы, в первую очередь малого и среднего бизнеса, не соответствует политике дерегуляции и тд.

Мы внимательно изучили все претензии ассоциаций. Некоторые из них заслуживают внимания.

Однако, не углубляясь в детали, с формально-правовой точки зрения нет очевидных признаков, чтобы расценивать Порядок таким, который не соответствует полномочиям НКРСИ. Также формально соблюдена предусмотренная законом процедура принятия нормативно-правового акта регуляторного характера.

В этой связи, при условии согласования Порядка Государственной регуляторной службой и регистрации его Министерством юстиции, обжалование в целом данного нормативного акта в суде выглядит, на наш взгляд, проблематичным.

Выход есть. Более действенным способом защиты было бы использование механизма проведения Государственной регуляторной службой Украины экспертизы уже действующего регуляторного акта. Основаниями для проведения такой экспертизы может быть, например, обращение провайдеров телекоммуникаций или их объединений. Такое обращение лучше осуществить по итогам применения Порядка по подготовке отчетностей со стороны операторов/провайдеров. В основу обращения о проведения такой экспертизы необходимо положить обоснования, подкрепленные первичной практикой, о нарушении основополагающих принципов регуляторной политики в Украине, таких как «целесообразность», «сбалансированность» и «эффективность», в том числе в части несоответствия этим принципам содержания и форм отчетности, возложение обязанности подачи отчетности на всех провайдеров без учета размера их деятельности, дублирования и т.д.

При надлежащем обосновании, представлении конкретных примеров негативного регуляторного воздействия из практики применения, сбор и систематизацию которых вполне может осуществить профильная организация, существует высокая вероятность, что ГРС придёт к выводу о нарушении Порядком положений законодательства, регулирующую регуляторную политику.

По результатам такой экспертизы ГРС может принять решение об устранении таких нарушений.  В случае принятия такого решения, Порядок в течении 2-х месяцев должен быть НКРСИ либо изменен, либо отменен, или решение ГРС должно быть обжаловано, иначе действие Порядка через 2 месяца автоматически прекратится».