Анализ проекта Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований»

07.12.2015
лого АБ укр для новин

26.11.2015 г. Верховным Советом Украины был принят проект Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» (законопроект № 2983), который сейчас готовится на подпись. После его подписания и обнародования утратит силу Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Закон регулирует отношения, которые возникают в сфере государственной регистрации юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, физических лиц-предпринимателей и их символики и предусматривает целый ряд изменений, в частности, обращаем внимание на главные из них.

 

Данный законопроект предусматривает:

  1. введение принципа экстерриториальности в пределах всей Украины, предусматривающего принятие документов для государственной регистрации и осуществление государственной регистрации независимо от места регистрации или проживания;
  2. передачу функций государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей органам местного самоуправления, государственным администрациям, нотариусам;
  3. введение возможности подачи электронных документов для проведения всех регистрационных действий;
  4. сокращение перечня документов, которые подаются для государственной регистрации (в том числе за счет их получения в электронной форме от государственных органов);
  5. Закон отменяет получение бумажных выписок и учредительных документов и предусматривает их получение в электронном виде непосредственно через портал электронных сервисов;
  6. создание единого реестра на базе Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, Единого лицензионного реестра; Реестра документов разрешительного характера, Единого реестра общественных формирований, Реестра общественных объединений и Единого реестра предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве с целью оптимизации расходов государственных средств, направляемых на обеспечение функционирования почти одинаковых реестров;
  7. введение двухуровневой системы административного обжалования решений государственных регистраторов с возможностью отмены решений и проведения государственной регистрации (в случае обжалования отказа у государственной регистрации);
  8. введение ответственности субъектов государственной регистрации за нарушения в сфере государственной регистрации (временное блокирование и аннулирование доступа к реестру; отмена аккредитации банка як субъекта государственной регистрации).

 

В пояснительной записке к проекту данного Закону указано, что принятие Закона обеспечит реформирование системы оказания административных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей с целью ее приведения в соответствие с принципами оказания административных услуг, в частности, принципов открытости и прозрачности, оперативности и своевременности, рациональной минимизации количества документов и процедурных действий, которые требуются для получения административных услуг, доступности и удобства для субъектов обращений.

В общем, проект Закона содержит положительные моменты.

Вместе с тем, на наш взгляд, принятие данного Закона может повлечь некоторые негативные последствия.

Так, проект данного Закона вызвал целый ряд дискуссий по его применению. Например, законом предусмотрена норма, которая предоставляет нотариусам право осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей независимо от местонахождения юридического лица или места жительства физического лица-предпринимателя. Положения данной нормы может создать такую ситуацию, при которой различные нотариусы в разных городах и селах имеют возможность одновременно зарегистрировать разные по своей сути изменения данных о юридическом лице или физическом лице-предпринимателе. Это, непосредственно, создает благоприятную почву для регистрации изменений, которые противоречат друг другу и может способствовать увеличению количества рейдерских атак, ведь в данном случае создается возможность регистрации изменений в разных местах разными субъектами, что существенно ограничивает возможность всех владельцев юридического лица проконтролировать изменения, внесены недобросовестными заявителями.

Итак, заявленная цель Минюста, который является инициатором проекта, о создании конкуренции при регистрации, имеет не только и не сколько позитив, но и имеет соответствующие недостатки, которые могут привести к увеличению количества злоупотреблений в этой сфере.

Исходя из этого, считаем, что в целом проект данного Закона необходим, однако нуждается в доработке, поскольку он имеет соответствующие пробелы, противоречия.