Анализ изменений Правил осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций в части регулирования параметров скорости Интернет

08.04.2016
Page1

Адвокатское бюро Юрия Котлярова подготовило свой анализ последних изменений Правил осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций (деятельность по оказанию услуг доступа к Интернет) и Основных требований к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг.

Напомним, 05.04.2016 НКРЗИ одобрила изменения Правил осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций (деятельность по оказанию услуг доступа к Интернет) и Основных требований к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг.

Так, Сергей Цыба, руководитель департамента ИТ, телекоммуникации и медиа Адвокатского бюро отмечает, что изменения Основных требований к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг предусматривают внедрение параметров скоростей передачи и приема данных для услуг доступа к Интернет с учетом технологии, которая используется для ее обеспечения. Так, для фиксированного доступа к сети Интернет в договоре с потребителем должна быть определена гарантированная минимальная скорость, а для доступа к Интернет сетями подвижной (мобильной) связи – расчетная максимальная скорость.

На микро-уровне анонсированные новые изменения  можна оценить как такие, которые являются более гармонизированными с сегодняшней тональностью, чем их предыдущая вариация.

Так, в отличии от предыдущих, новые изменения не устанавливают конкретное значение гарантированной минимальной скорости (напомним, что предыдущая редакция изменений обязывала провайдеров обеспечивать гарантированную минимальную скорость на уровне 70% от максимальной). С 01.01.2016 года установленны понятные параметры качества услуг доступа к Интернет (см. ГСТУ ETSI 202-057-4). Принятие таких изменений находится в пределах полномочий НКРЗИ.

Вместе с этим, на макро-уровне, предложения НКРЗИ (как впредыдущей, так и в настоящей редакции), на наш взгляд, не являются необходимыми и адекватными регуляторными действиями. Рынок услуг доступа к Интернет в Украине, на наш взгляд, конкурентный. А конкурентный рынок является самым эффективным инструментом защиты прав потребителя. Следовательно, дополнительные действия регулятора по защите прав потребителя, в части регулирования скорости Интернета, на наш вгляд, не нужны.

Кроме того, предложения НКРСИ, ​​на наш взгляд, не соответствуют сути acquis communautaire.

Так, Регламентом 2015/2120 от 25.11.2015* действительно предусмотрены некоторые обязанности по минимальному уровню качества услуг доступа к Интернет. Впрочем, эти обязанности устанавливаются в контексте соблюдения провайдерами принципа «сетевой нейтральности» (network neutrality), который заключается в необходимости применения провайдерами равного, недискриминационного подхода к администрированию трафика, в частности недопущения преференциального отношения к определенному трафику или безосновательного блокирования или ограничения трафика. Насколько нам известно, предложения НКРСИ по услугам доступа к Интернету не направлены на решение проблемы «сетевой нейтральности» в Украине (если такая имеется). Вообще, нам не известно было ли широкое публичное обсуждение темы «сетевой нейтральности» с участием регулятора.

Кроме того, Регламент 2015/2120 от 25.11.2015* предусматривает определенный механизм возложения обязанностей на провайдеров, который можно сформулировать так — сначала регулятор проводит мониторинг соблюдения провайдерами принципа «сетевой нейтральности» и, если по результатам мониторинга обнаруживаются значительные отклонения от этих правил, то регулятор может возложить обязанности на конкретных нарушителей по соблюдению ими минимального уровня качества услуг.

Итак, новые изменения НКРСИ относительно урегулирования минимальной скорости доступа к Интернет являются более адекватными для сегодняшних реалий по сравнению с предыдущим вариантом. Вместе с этим, необходимы ли  эти изменения сегодня вообще и отвечает ли выбранный способ регулирования серьезности проблемы (если такова есть)? На наш взгляд, нет.

*Regulation 2015/2120 of the European Parliament and of the Council оf 25.11.2015 laying down measures concerning open internet access and amending Directive 2002/22/EC on universal service and users’ rights relating to electronic communications networks and services and Regulation (EU) No 531/2012 on roaming on public mobile communications networks within the Union)